Детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

  • Печать

 


 

Доступная среда в МБОУ СОШ № 22 им. С.Н. Пальчука пос. Этыркэн

План-график по введению ФГОС НОО для учащихся с ОВЗ

Адаптированная основная образовательная программа

 

Любой ребенок, даже с очень серьезным диагнозом, в том числе с тяжелыми генетическими и неврологическими нарушениями, способен обучаться тем или иным действиям и навыкам, пониманию или запоминанию в той или иной степени некоторого процесса. Поэтому важная задача родителей, педагогов и государства заключается в предоставлении условий и программ для процесса обучения, реабилитации и социализации, по возможности адаптированной к каждому ребенку. 

Согласно ст. 64 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей возлагается на родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Вместе с тем, родители не вправе представлять интересы своих, детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей. Одно из основных прав любого ребенка – это право на образование. Данное право не может быть ограничено ни органами образования, ни органами здравоохранения, ни какой-либо иной государственной или муниципальной структурой. Второе право ребенка – это право на бесплатное образование. Оно гарантируется государством. 

Для обучения ребенка-инвалида необходимы специальные подходы:

- особый подход в учебном процессе;
- специальные образовательные программы;
- создание надлежащих условий организационно-технического характера. 

Дети-инвалиды имеют право:

- первоочередного зачисления, при предоставлении необходимых документов;
- быть зачисленными в школу по месту жительства, либо в школу, рекомендованную медико-педагогической комиссией, если нет медицинских противопоказаний;
- на отчисление ребенка из школы в том случае, если по состоянию здоровья он не способен усваивать образовательную программу, за грубые дисциплинарные нарушения, мешающие учебному процессу или затрагивающие честь и достоинство учеников и сотрудников образовательного учреждения. В процессе отчисления обязательно принимает участие Комиссия по делам несовершеннолетних и органы местного самоуправления, они же и обязаны подобрать другое образовательное учреждение ребенку;
- на обеспечение учебного процесс на дому, если по состоянию здоровья ребенок не может посещать учебное заведение;
- сдавать единый государственный экзамен в необязательном порядке. Если медико-педагогическая комиссия не рекомендовала по состоянию здоровья сдачу ЕГЭ, ребенок-инвалид может не сдавать его. В этом случае выдается справка об окончании школы или аттестат;
- при сдаче ЕГЭ рассчитывать на особые условия сдачи в соответствии с тяжестью заболевания. Им выделяется дополнительное время, предоставляются возможности для принятия лекарств, они могут пользоваться услугами сурдопереводчика, и так далее. 

Законодательное регулирование

Статья. 43 Конституции РФ закрепила право каждого на образование. Помимо сказанного это право реализуется в соответствии с Закон РФ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Закон). Закон гарантирует гражданам возможность получения образования независимо от состояния здоровья. (ст. 5 Закона). Государство создает детям с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. 

Органы государственной власти, осуществляющие воспитание и образование ребенка-инвалида

ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ” возлагает следующие обязанности на:

а) образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта – обеспечить непрерывность воспитания и образования детей-инвалидов;
б) образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения – обеспечить дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов;
в) органы управления образования и образовательные учреждения – обеспечить обучение детей-инвалидов по полной образовательной или индивидуальной программе на дому. 

Права родителей ребенка-инвалида

Родители ребенка-инвалида имеют право:

1) Выбор формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Но только до получения ребенком основного общего образования. 
2) Дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении. 
3) На дачу согласия для приема детей в образовательное учреждение. При этом образовательное учреждение обязано ознакомить его и его родителей с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. По заявлению родителей учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте, т.е. до достиже­ния ими возраста шести лет шести месяцев. 
4) На возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.
5) Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и их родителей за счет средств и силами заинтересованного ведомства. 
6) На дачу согласия для проведения начальной профессиональной подготовки проводимой образовательными учреждениями. Согласие обучающегося обязательно. 
7) На дачу согласия, если обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам:
- оставлять на повторное обучение, 
- переводить в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения;
- продолжают обучение в форме семейного образования. 
Обучающиеся имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей. 
8) Давать согласие на прекращение образования в общеобразовательном учреждении до получения им основного общего образования, если ребенок достиг возраста пятнадцати лет. 
9) На получение денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования, если воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка происходит в семье. 
10). На дачу согласия для привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой. 
11) На дачу согласия для перевода обучающего в другое учебное заведение. В случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или образовательного учрежде­ния начального профессионального образования. 

Обязанности родителей

Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны:

1) Обеспечить получение детьми основного общего образования. 
2) Выполнять устав образовательного учреждения. 
3) Нести ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования. 


Родители ребенка-инвалида вправе выбрать форму обучения ребенка-инвалида, так как заключение психолого-медико-педагогической комиссии носит рекомендательный характер.

В нашей школе для таких детей возможно обучение в форме надомного обучения либо с использованием компьютерных технологий, либо в традиционной форме (учитель занимается с ребёнком на дому по согласованному индивидуальному расписанию).

Вложения:
Скачать этот файл (АООП начального общего образования.docx)АООП начального общего образования.docx[ ]930 Kb
Скачать этот файл (Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ.doc)Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ.doc[ ]54 Kb
Скачать этот файл (Рабочая программа в инклюзивном образовании.pptx)Рабочая программа в инклюзивном образовании.pptx[ ]5062 Kb
Скачать этот файл (Разъяснения к Приказу Минобрнауки РФ № 1309.pdf)Разъяснения к Приказу Минобрнауки РФ № 1309.pdf[ ]145 Kb
Скачать этот файл (Примерная программа 8 вид.docx)Примерная программа 8 вид.docx[ ]734 Kb
Скачать этот файл (Примерная программа 7 вид.docx)Примерная программа 7 вид.docx[ ]354 Kb
Скачать этот файл (Приложение к письму Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. № ВК-268 07.pdf)Приложение к письму Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. № ВК-268 07.pdf[ ]1632 Kb
Скачать этот файл (Приложение 4 Письмо 2533 о КТП.doc)Приложение 4 Письмо 2533 о КТП.doc[ ]34 Kb
Скачать этот файл (приказ об утверждении порядка взаимодействии.pdf)приказ об утверждении порядка взаимодействии.pdf[ ]2156 Kb
Скачать этот файл (Постановление о питании детей с ОВЗ.pdf)Постановление о питании детей с ОВЗ.pdf[ ]230 Kb
Скачать этот файл (порядок взаимодействия.pdf)порядок взаимодействия.pdf[ ]2557 Kb
Скачать этот файл (Конвенция о правах инвалидов.pdf)Конвенция о правах инвалидов.pdf[ ]440 Kb
Скачать этот файл (дистанционое обучение детей-инвалидов (февраль 16).docx)дистанционое обучение детей-инвалидов (февраль 16).docx[ ]21 Kb
Скачать этот файл (АОП ОВЗ.pptx)АОП ОВЗ.pptx[ ]880 Kb
Скачать этот файл (75.ПОЛОЖЕНИЕ_о_порядке_организации_обучения_на_дому_детей__нуждающихся_в_дл~.PDF)75.ПОЛОЖЕНИЕ_о_порядке_организации_обучения_на_дому_детей__нуждающихся_в_дл~.PDF[ ]322 Kb
Скачать этот файл (74._Порядок_выдачи_свидетельства_об_обучении_лицам_с_ОВЗ.PDF)74._Порядок_выдачи_свидетельства_об_обучении_лицам_с_ОВЗ.PDF[ ]285 Kb
Скачать этот файл (73.Положение об индивидуальном обучении УО.pdf)73.Положение об индивидуальном обучении УО.pdf[ ]192 Kb
Скачать этот файл (71.Положение о комиссии по всеобучу УО.pdf)71.Положение о комиссии по всеобучу УО.pdf[ ]188 Kb
Скачать этот файл (71.Положение_о_тьюторском_сопровождении_детей_с_ОВЗ.PDF)71.Положение_о_тьюторском_сопровождении_детей_с_ОВЗ.PDF[ ]326 Kb