Отчёт о работе муниципальной площадки по теме: «Проектирование воспитательной системы школы как социокультурного центра сельского поселения» 2015-2016 гг
- Подробности
- Категория: Школа социокультурный центр
- Обновлено 19.05.2016 04:14
- Просмотров: 1975
Отчёт
о работе муниципальной площадки по теме:
«Проектирование воспитательной системы школы как социокультурного центра сельского поселения».
Отчёт подготовила
директор МБОУ СОШ № 22 им. С.Н. Пальчука
О.М. Агарышева
Данные о наличии документов, определяющих деятельность площадки в ОУ:
- Приказ РОО № 369 от 15.10.2012г. «О присвоении образовательным учреждениям статуса «Муниципальная экспериментальная площадка» пролонгации статуса действующим экспериментальным площадкам».
- Приказ по школе № 60 от 17.03.13г. «О создании рабочих групп»
- Программа инновационной деятельности.
Положения:
Положение о муниципальной инновационной площадке.
Положение о рабочей группе.
Положение о руководителе инновационной площадки.
Положение о педагоге-экспериментаторе
Объект эксперимента: Воспитательно-образовательная деятельность МБОУ СОШ № 22 им. С.Н. Пальчука п. Этыркэн как социокультурного центра сельского поселения.
Цель:
Создание целостной системы работы образовательного учреждения как социокультурного центра через вовлечение детей, молодёжи, взрослого населения, общественных организаций и административных структур района в совместную воспитательно-образовательную деятельность, способствующую воспитанию на селе культурного, образованного, физически и психически здорового, предприимчивого хозяина, способного возродить сельское поселение.
Задачи:
- Вовлечь учащихся, молодёжь, население, общественные организации посёлка в совместную воспитательно-образовательную деятельность
- привлечь социум к решению проблем школы
- разработать и апробировать нормативно-правовые и организационно-методические основы функционирования;
- создать условия для установления прочных интеграционных связей между системой основного и дополнительного образования
- активизировать работу школьного научного общества; осуществить включение учащихся старшего звена школы в научное общество
- повысить эффективность использования объектов социально-культурной среды, создать систему организации культурного досуга и спортивно-массовой работы среди населения
- организовать занятость детей во внеурочное время, включив в него социокультурный ресурс посёлка;
- обеспечить воспитание лидерских качеств и общественной активности школьников средствами развития ученического управления;
- повысить роль и заинтересованность семьи в воспитании детей, создать систему работы с семьей;
- совершенствовать систему воспитания здорового образа жизни;
- перейти к системе управления, создающей наилучшие условия для согласования целей основных участников педагогической деятельности: учителей, родителей, учащихся;
- создать эффективную, постоянно действующую систему непрерывного образования учителей;
Аудитория, на которую ориентирована работа социокультурного центра: учащиеся, родители, жители посёлка.
Инновационная деятельность проходила по этапам.
На первом – проектно – мобилизационномэтапе:
- обоснована тема, определены объекты, предметы, цели и задачи, создана рабочая творческая группа, разработана и утверждена программа инновационной деятельности, подготовлена нормативно - правовая база.
На втором этапе – адаптация и конструирование:
-создана система внеурочной работы, направленная на развитие личности ребёнка (в соответствии с запросом социума), а также создана система дополнительного образования школьников, направленная на проявление и развитие творческих способностей учащихся, презентацию их личностных достижений.
- заключены договора школы о сотрудничестве с внешкольными учреждениям.
На третьем этапе – совершенствование образовательной модели:
- сформирован информационно-методический фонд разработок педагогов
-проведена коллективная рефлексии процесса и результатов деятельности по построению системы ШСКЦ в сообществе педагогов, учащихся, родителей и социальных партнёров
-определили перспективы дальнейшего развития
- обобщение и презентация опыта работы по формированию и развитию ШСКЦ проходит два раза в год на районных заседаниях по инновационной деятельности.
В 2015-2016г. мы перешли на 4 обобщающий и заключительный этап инновационной деятельности.
Исходя из поставленных нами задач, можно сделать следующие выводы:
Школа расположена в посёлке, не обладающем культурно-массовыми, спортивно-оздоровительными учреждениями и поэтому сама является центром культурно-просветительной и спортивной работы.
Изменения в жизни общества предъявляют новые требования как к обучающимся, так и к самим образовательным учреждениям. Учащиеся должны не только овладеть современными знаниями, но и уметь адаптироваться к новым социальным условиям.
Для того чтобы выпускники могли жить и трудиться в современном обществе, у них должны быть развиты такие качества, как самостоятельность и коммуникабельность.
Современное сельское образование представляет целостную систему, которая должна обеспечивать многофункциональную подготовку сельских жителей на протяжении всей жизни человека к успешной деятельности в важнейших сферах: профессиональной, семейной, культурно-досуговой, духовно-нравственной, общественно-политической, здоровьесберегающей.
Основной базой и фактически единственным социальным центром во многих маленьких посёлках России, способным возглавить работу по оздоровлению сельской среды и созданию целостной системы современного образования сельских жителей (как детей, так и взрослых) является сельская общеобразовательная школа.
Особенность образовательного пространства нашей школы – создание общественной организации – социокультурного центра на селе.
Для того, чтобы инновационная деятельность была эффективной и дала положительный результат, мы определили социальных партнеров, изъявивших желание участвовать в работе социокультурного центра в рамках реализации программы и плана инновационной деятельности:
- Администрация поселка: организация труда и отдыха, работа с семьей.
- ФАП: беседы и уроки по гигиене и здоровью
- Сельский ДК: участие в художественной самодеятельности и кружках
- Сельская библиотека: библиотечные уроки, выставки книг
- ОДН: работа с детьми девиантного поведения; профилактика правонарушений
- РОВД ГАИ: профилактика детского дорожно – транспортного травматизма
- Отдел опеки и попечительства: работа с проблемными семьями
- Детский сад №1: совместные мероприятия;
- ПЧ № 27, совместные мероприятия;
- Пожарная часть, совместные мероприятия;
- Управление образования
- Центр диагностики и консультирования,
- ЦРТДиЮ
- Школы района
- Интернет сообщества
Заключили договоры с учреждениями и организациями, принимающими участие в работе социокультурного центра (ДОУ № 1, администрация п.Этыркэн, ЦПМПК, ПЧ 27, пожарная часть;
Оценили результаты нашей работы, подвели итоги реализации программы на апрельской школьной научной конференции «Ломоносовские чтения».
Опубликовали статью «Проектирование воспитательной системы школы как социокультурного центра сельского поселения» в международном электронном журнале «Педтехнологии» http://www.pedt.ru/categories/3
Совместно с Управлением образования организовали независимую систему оценки качества образовательной деятельности МБОУ СОШ № 22 им. С.Н. Пальчука;
Разработали план мероприятий по улучшению качества работы МБОУ СОШ № 22 им. С.Н. Пальчука
Разработали и утвердили:
1. Программу развития школы на 2016-2020 гг.
2. Программу экологического воспитания «Мир спасётся красотой»
3. Программу патриотического воспитания «Я - гражданин России».
4.Программу «Здоровье»
5. Программу «Одарённые дети»
6. Программу по профилактике правонарушений, употребления наркотических средств, алкоголя школьниками. 7. Программу курса «Школа будущего первоклассника. Подготовка детей к обучению в школе» 8. Программу «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом»
9. Программу «Подготовка к ГИА»
Постепенно происходит расширение культурно-образовательного пространства развития детей, посредством организации дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Школа активно привлекает к сотрудничеству родителей учащихся, жителей посёлка, что позволяет реализовывать совместные проекты (обустройство территории посёлка, школы, стадиона, участие в общешкольных и общепоселковых мероприятиях).
В 2015-2016 учебном году школьники принимали активное участие в районных, краевых мероприятиях и конкурсах.
В рамках общепоселковой акции «Мы за чистый посёлок», два раза в год организуется и проводится субботник, в котором принимают участие все школьники, классные руководители МБОУ СОШ № 22, родители.
В школе расположен спортзал, который активно используется для организации общепоселковых соревнований по волейболу и баскетболу, в которых принимают участие спортивные команды п.Этыркэн, п. Алонка, п. Иса.
Совместно с сельским ДК ежегодно организовываются и проводятся мероприятия:«Широка масленица», весенняя ярмарка, осенняя ярмарка, День учителя, День матери.
Организованы и проведены мероприятий, посвященные 9 мая «Праздник со слезами на глазах»:
-акция «Солдатский платок» (приняли участие 75% школьников)
-акция «Поздравление ветерану» (приняли участие все классы 100%)
-проведены классные часы: «Ни кто не забыт, ни что не забыто», «В 41-45 был мой дедушка солдатом», «Я помню, я горжусь, я преклоню колено…» (100% участие, 1-11 классы)
- общепоселковый конкурс военно-патриотической песни «Виктория» (педагогический коллектив МБОУ СОШ № 22 им. С.Н. Пальчука занял 1 место)
-проведен весенний кросс (приняли участие 100% школьников)
Постоянно проводятся беседы работником ФАПа по темам: «Осторожно - клещи!», «В здоровом теле – здоровый дух!», «Мы за здоровый образ жизни!», «Осторожно, холода!»
Совместно с инспектором по делам несовершеннолетних – Крюковой З.С., в рамках профилактики правонарушений проводится работа с детьми девиантного поведения; беседы с «трудными» подростками и их родителями. Ежемесячно организуются рейды «Неблагополучные семьи».
Работники ПЧ № 27 и ДС ст. Этыркэн проводят беседы на темы: «Безопасность на ЖД», «Осторожно поезд!», «Внимание! Опасность поражения электрическим током!», «ЖД ВУЗы, СУЗы Хабаровского края. Востребована ли профессия железнодорожник», также эти организации оказывают нам спонсорскую помощь.
Совместно с пожарной частью, проводятся:
- тренировочные пожарные тревоги
- беседы на тему: «Пожароопасный период. Безопасное поведение в лесу»,
«О пожаре знаю всё и не допущу его»
- экскурсии в пожарную часть
Индивидуальный предприниматель посёлка Н.А. Шамков проводит
ежегодную акцию, посвящённую Дню Победы - «Солдатская каша».
МБОУ СОШ № 22 взаимодействует со средствами массовой информации - публикуем в местной газете «Рабочее слово», а также в молодёжной газете Верхнебуреинского района «Будь в теме» различные очерки о жизни школы, посёлка.
Шульгиной А.В.- учителем английского языка и ребятами кружка «Весёлый английский» ежемесячно выпускается школьная газета на английском языке «Foreign Languaguages» (Иностранные языки).
В традиционных школьных мероприятиях участвуют все классы, но степень активности классов в жизни школы, естественно, разная. Это связано с работой классных руководителей, их желанием и умением организовать, зажечь детей, умением привлекать к участию в мероприятиях каждого ученика. Большое значение имеет сформированность классного коллектива, отношения между учениками в классе.
Поэтому, ежегодно в школе проходит конкурс «Самый классный класс».
На основании постановления администрации Верхнебуреинского муниципального района «О реализации комплекса мер по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних на территории Верхнебуреинского муниципального района» в МБОУ СОШ № 22 утверждён состав учительско–родительского патруля из представителей общешкольного родительского комитета, педагогического коллектива, представителей администрации посёлка, а также график работы учительско - родительского патруля на 2015-2016 учебный год.
Важную роль в воспитательной работе играет школьная и сельская библиотека. Участие в различных конкурсах и совместная работа с сельской библиотекой позволяет вовлекать все больше учащихся в ряды читателей, что особенно актуально в наше время, когда книга теряет свои позиции учителя и воспитателя.
В школе действует система самоуправления (Управляющий Совет школы, ученическое самоуправление).
Значительное внимание уделяется коллективным творческим делам, в процессе подготовки к которым формируются навыки творческого общения, построенного на принципе толерантности и доброжелательности, воспитывается ответственность и обязательность.
Учащиеся нашей школы с удовольствием принимают участие в интересных творческих мероприятиях в течение года, активно участвуют в районных, всероссийских конкурсах и спортивных соревнованиях.
Уже стал традиционным, проводимый 4 год, школьный конкурс «Ломоносовские чтения», целью которого является повышение учебной мотивации школьников, приобщение учащихся к исследовательской и творческой деятельности, формирования положительного имиджа «хорошего ученика».
Финальным этапом конкурса является районная научно-практическая конференция, в которой участвуют победители школьного тура.
В 2014-15 учебном году в «Ломоносовских чтениях» участвовало 20 ребят. По результатам отборочного тура в финальном этапе представляли свои работы 9 учащихся-членов школьного НОУ. В 2015-2016 участвовало 11 ребят, 4 работы были представлены на районной научно - практической конференции (3 победителя)
Социокультурное назначение школы реализуется через школьную музейную комнату «Истоки», функционирующую с 2013г. В музее создан уголок воинской славы; уголок, посвящённый С.Н. Пальчуку; оформлены стенды создания посёлка, школы; уголок, посвящённый первостороителям БАМа; альбомы выпускников; книга памяти («Бессмертный полк»), паспортизация запланирована на 2016 год.
В числе посетителей школьного музея - учащиеся, родители, воспитанники ДОУ № 1, гости школы. Материалы музея используются учащимися для подготовки сообщений, рефератов, исследовательских работ.
Создана эффективная, постоянно действующая система непрерывного образования учителей. Педагоги нашей школы принимают активное участие в районных УМС. У всех учителей имеются действующие курсы повышения квалификации. В 2016 году прошли аттестацию 5 педагогов (1 – высшая категория, 4 - 1категория). В декабре 2016 года будут аттестоваться ещё 7 учителей (2 на высшую категорию, 5 на 1 категорию). Таким образом, в школе будут осуществлять образовательную деятельность только высококвалифицированные педагоги.
Мониторинг реализации инновационного исследования по теме: «Проектирование воспитательной системы школы как социокультурного центра сельского поселения» показал эффективное развитие образовательной и воспитательной деятельности в МБОУ СОШ № 22.
Содержание воспитательной работы соответствует миссии, целям и задачам школы как социокультурного центра сельского поселения.
Эффективная образовательная деятельность возможна только при комфортном сосуществовании педагогов, учащихся, родителей, социальных партнёров школы. Максимальный эффект достижим при взаимодействии трех составляющих – семьи, ребенка и педагога.
С идеями и результатами инновационной деятельности можно ознакомиться на официальном сайте школы: mou-etirken.ippk.ru
Продукты инновационной деятельности можно использовать в других сельских общеобразовательных учреждениях.
Директор О.М. Агарышева