Проект по реализации междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»
- Подробности
- Категория: Разработка урока
- Обновлено 01.11.2017 13:53
- Просмотров: 1327
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №22 им. С.Н. Пальчука
сельского поселения «Поселок Этыркэн»
Верхнебуреинского муниципального района
Хабаровского края
Междисциплинарная программа
«Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»
Составители:
Будяк Л.И.
Торгашина М.Н.
Цыренова С.Б.
Зюзина О.В.
Голобокова О.Г.
Голобокова О.Н.
Голобокова И.Н.
Шульгина А.В.
2016-2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, а также рекомендаций Примерной основной образовательной программы начального и основного общего образования, на основе, которой разрабатывалась начальная и основная образовательная программа МКОУ СОШ № 22 им. С.Н. Пальчука.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в п.10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделяет отдельным результатом смысловое чтение.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в основной образовательной программе начального общего образования МКОУ СОШ №22 им. С.Н.Пальчука выделяет раздел 1.2.2. «Работа с текстом».
«В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения» (Г. С. Ковалёва, Э. А. Красновский, 2004). Понятие грамотности чтения включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы выражения, использование письменной информации для успешного осуществления поставленных человеком перед собой целей и др. В итоге наиболее полное определение грамотности чтения таково: этоспособность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.
Международные эксперты выделили и описали пять уровней грамотности чтения, каждый из которых замерялся по параметрам «поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обоснование выводов», «рефлексия и оценивание», то есть включал психические процессы восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения (Г. С. Ковалева, Э. А. Красновский, 2004). Эти уровни характеризуют различную по сложности деятельность учащихся с текстом в соответствии с каждым из выделенных в исследовании умений.
Результаты проведённого исследования показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. По всем трём шкалам («поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обоснование выводов» и «рефлексия и оценивание») результаты российских учащихся значительно ниже результатов учащихся из многих европейских стран (соответствуют 2-му уровню грамотности чтения).
Цель программы: обеспечение развития у обучающихся умений точно и полно понимать содержание и практически осмысливать информацию при работе с текстами различных стилей и жанров.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие
задачи:
• развивать навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций посредством консолидации возможностей всех без исключения учебных предметов;
• способствовать участию обучающихся в образовательных событиях разного уровня, направленных на развитие смыслового чтения и работы с текстом;
• обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников.
Освоение этой программы дает возможность ученику быть способным к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации, масштабному и вариативному мышлению, способности брать на себя ответственность за решение возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности и собственной жизнедеятельности.
Хорошо развитые умения смыслового чтения необходимы, так как используются при выполнении самых разных заданий: дети читают параграфы учебника, условия задач, инструкции и рецепты, алгоритмы действий во время лабораторных и практических работ, подбирают материал для написания реферата и т. д. Поэтому любому учителю очень важно обеспечить учащимся развитие основ читательской компетенции.
Срок реализации междисциплинарной программы « Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» - 5 лет (2016 – 2020 уч. г.).
Для того, чтобы просмотреть документ, его можно скачать.
______________________________________
Обучающий семинар 26.02.2016г
Тема: Стратегия смыслового чтения на уроках.
1.Применение методов и приемов смыслового чсения на уроках
2.Обмен опытом работы.
3.Мастер – класс.
для просмотра фотографий можно скачать файл во Вложениях
____________________________________
Урок в 5 классе
по внеурочной деятельности
Реализация программы смыслового чтения и работы с текстом
Предмет: английский язык
Учитель: Шульгина А.В.
Март 2016 г.
для просмотра фотографий можно скачать файл во Вложениях
____________________________________