Экспериментальная площадка по физической культуре на тему: "Апробирование программы интегративного курса физического воспитания для учащихся начальной школы на основе футбола" .Отчет о выполнении программы и плана эксперимента за 2012-2013 учебный год.

  • Печать

Отчет

о выполнении программы и плана эксперимента

 за 2012-2013 учебный год

 муниципальной экспериментальной площадки

 по теме

"Апробирование программы интегративного курса физического воспитания для учащихся начальной школы на основе футбола"

I. Информация о содержании проделанной работы за отчетный период  и её результативности.

 С  15 октября 2012 года,  школа начала работать в режиме эксперимента. 

Тема экспериментальной работы«Апробирование программы интегративного курса физического воспитания для учащихся начальной школы на основе футбола».

Данный эксперимент имеет статус «Муниципальная экспериментальная площадка».

I.I.Анализ программы:

        Программа  интегративного курса по физическому воспитанию для детей младшего школьного возраста авторов Грибачевой М.А. и   Круглыхина В.А.  рекомендована  к  внедрению в школах России для решения поставленных задач Правительством России в области модернизации системы физического  воспитания детей , подростков, молодежи и развития спорта. Содержание программы направлено на решение основных задач физического воспитания и создания мотивации у младших школьников к систематическим занятиям спортом.

Содержание  данного  курса (программы)  позволяет  последовательно решать задачи физического воспитания школьников на этапе обучения с первого по четвертый класс, формируя  у учащихся  целостное представление о физической культуре , её возможностях в повышении работоспособности  и  улучшения состояния  здоровья , а главное  воспитывая личность , способную к самостоятельной , творческой деятельности.

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в футбол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. В рамках этой программы осуществляется  проведение  системного  отбора учащихся, имеющих задатки и способности к дальнейшей спортивной ориентации и профессиональной деятельности в области футбола. Данная программа создает оптимальные условия для развития и подъема массовости детско-юношеского  футбола, формирования  клубного спортивно-патриотического движения в общеобразовательных учреждениях.

Технические  приемы, тактические действия  и  собственно сама игра в футбол  включают в себе большие возможности  для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей  детей. Программа  по предмету «Физическая культура» для 1-4 классов  образовательных  учреждений   направлена  на  решение  основных задач физического воспитания.

    Программа реализуется поэтапно для каждого года отдельно с учетом возрастных, половых особенностей учащихся, физического развития и функциональных  возможностей  детского организма.

    В программе  даны методические рекомендации по реализации программы, организация  и  проведение контрольных и тестовых упражнений, этапы  последовательности  обучения, комплексы упражнений, специально-подготовительные игры и упражнения, направленные на формирование двигательных качеств и закрепления элементов техники футбола. Для учителя физической культуры разработана памятка с рекомендациями « Принципы продуктивного общения с учениками», « Общение с родителями», «Общение с администрацией ОУ, где реализуется программа».  Даны  бланки учетно-отчетной  документации,  рекомендации по составлению плана-конспекта урока.

    По каждому году обучения содержание программного материала. Даны методические рекомендации по проверке и оцениванию успеваемости на уроках физической культуры.

    I.II. Информация о проведенных мероприятиях в рамках ЭР:

Реализация программы интегративного курса по физическому воспитанию для детей младшего школьного возраста авторов Грибачевой М.А. и Круглыхина В.А. была  начата в 1 классе и проведен ряд необходимых мероприятий:

- заседание школьного методического объединения, где рассмотрен вопрос введения в первом классе  интегрированного курса по физической культуре на основе футбола;

- родительское собрание  в 1 классе «Знакомство с программой интегративного курса физического воспитания  для учащихся начальной школы на основе  футбола»;

- анкетирование родителей по данной теме;

- изучен необходимый материал по составлению программ ЭР;

- разработана  программа и план проведения эксперимента на 4 года с 2012- 2015 гг;

- заключен договор с отделом образования администрации Верхнебуреинского муниципального района по осуществлению совместной деятельности по организации работы ЭП;

- собраны нормативные документы, подтверждающие правовую основу эксперимента;

- рабочие материалы, отражающие деятельность ЭП;

-внесены изменения в учебный план школы;

-составлено календарно-тематическое планирование уроков физкультуры в 1 классе на основе программы авторов Грибачевой М.А. и Круглыхина В.А;

       На основании проведенной  работы с ученическими коллективами, родительской общественностью, учителями и социальными партнерами школы. Выявлено, что цели и задачи, поставленные в ходе программы, важны для всех участников учебно-воспитательного процесса.

В рамках реализации ЭР были проведены мероприятия:

мероприятия

результаты

1

Проведение мониторинговых исследований;

Проведение исходных констатирующих срезов;

Реализация новых технологий;

Отслеживание процесса промежуточных результатов;

Корректировка технологий;

Контрольные срезы.

2

Подготовка

аналитического отчета по

итогам первого этапа

эксперимента.

Отслеживание процесса промежуточных результатов;

 

3

Проведение семинара по итогам 1 этапа

эксперимента.

 

Отчет на Научном Совете школы.

4

Проведен семинар –практикум по физической культуре для учителей начальных классов и родителей учащихся « Полезна ли игра в футбол с 1 класса?»

Представлены развивающие практические задания игры в футбол.

Даны рекомендации родителям .

5

Даны открытые уроки физкультуры в 1 классе

Эффективность интегративного курса на основе футбола.

6

Итоговое анкетирование учащихся 1 класса « Чему ты научился на уроках физкультуры?»

Рефлексия.

7.

Классный час « Что мы знаем о футболе?»

8

Сбор информации и отчетной документации компетенций детей по итогам года.

9

Обработка данных.

- Соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями;

- анализ полученных данных;

- корректировка гипотезы;

- оформление и описание хода результатов эксперимента.

 

 

I.III. Характеристика класса на начальном этапе реализации  программы:

В этом учебном году учащиеся первого класса  вошли в режим апробации  программы и стали участниками эксперимента.

В первом классе обучается 7 мальчиков. Необходимо отметить, что в школу пришло более половины детей, которые не посещали детский сад. Это в свою очередь отразилось на их слабом физическом развитии. У них наблюдалась плохая координация движений, качество, без которого не возможна работа с футбольным мячом, а также низкий уровень развития силы, гибкости, выносливости. В общем, класс представлял собой группу детей, с которыми необходимо было провести большую работу. Данная работа началась с того что были проведены вводные контрольные и тестовые упражнения. Результат, в целом по классу, оказался ниже среднего.  Для предотвращения возникновения негативных последствий в результате  экспериментального педагогического воздействия на детей, для оценивания правильности  выбранного хода педагогического поиска тех или иных средств решения проблемы проводимого педагогического исследования велся диагностический контроль на входе (до начала экспериментального  преподавания) , диагностика промежуточных результатов.

I.IV. Формы, методы и средства обучения применяемые на уроках физической культуры,   в первый год обучения:

      Организационной формой и методической основой проведения урока  являются групповые занятия, которые отвечают характеру игры в футбол, предусматривают  повышенное требование взаимодействия между игроками, необходимость решения коллективных задач.

     В групповых занятиях занимающиеся выполняют задание при различных методах организации: фронтальном, в подгруппах, индивидуальном.

     При начальном обучении основам  используется фронтальный метод обучения, так как он позволяет более полно контролировать и корректировать деятельность занимающихся.

      Основными средствами  являются физические упражнения, направленные на развитие  ловкости, гибкости, быстроты, которые в этой возрастной группе имеют наиболее благоприятные возможности развития.

     В целях развития ловкости применяются  подвижные игры с комплексом различных движений, упражнения из акробатики, прыжковые упражнения.

    При воспитании гибкости важно обеспечить широкое и гармоничное развитие  подвижности во всех суставах. Основными средствами для воспитания гибкости являются упражнения на растягивание. Для данного возраста особенно полезно применять упражнения в активном динамическом режиме. Это, как правило, упражнения из основной или вспомогательной гимнастики (общеукрепляющие и общеразвивающие упражнения). Основной метод развития гибкости – повторное выполнение упражнений с постоянно возрастающей амплитудой движения. Темп выполнения упражнений на гибкость устанавливается в зависимости от уровня подготовленности занимающихся и целевого назначения.

    Во время воспитания быстроты, прежде всего, уделяется внимание следующим её компонентам: быстроте двигательной реакции, быстроте отдельных движений, способности в короткое время увеличивать темп движений. Применяется игровой метод, в котором проявляются естественные формы движений и нестереотипные способы их выполнения, а также упражнения, выполняемые виде эстафет на заранее обусловленные сигналы (звуковые и зрительные).

   В этой возрастной группе целесообразно развитие скорости бега с помощью игры в футбол и упражнениями с выполнением технических элементов футбола. Игровые упражнения и различные эстафеты  позволяют поддерживать интерес у учащихся к их выполнению.

     Целостных занятий по воспитанию скоростно-силовых качеств, общей и скоростной выносливости  в этой возрастной группе не проводится, и воспитываются на занятиях с комплексной направленностью.

     Специальная физическая подготовка  предназначается главным образом  для развития специальных физических навыков игры в футбол. К специальным упражнениям относятся индивидуальные и групповые упражнения с мячом. В зависимости от уровня предварительной подготовки и темпов прироста обучения круг изучаемых приемов может быть расширен.  Основными формами подготовки на уроках футболы являются спортивные и подвижные игры, проходящие по упрощенным правилам.

    Теоретическая подготовка проводится в форме бесед. Успех беседы зависит от четкого определения темы теоретического занятия и учебной задачи. В конце беседы подводятся итоги, обобщающие её содержание – учителем и всеми учащимися. При передаче знаний происходит опора на методы активной познавательной деятельности (проблемное и программированное обучение, элементы исследования, самостоятельная работа, задания по самоконтролю, взаимоанализ действий партнера).

I.V. Обобщающие материалы по результатам экспериментальной деятельности :

Задачами на первый год эксперимента ставились:

теоретические – знания о значении физической культуры в жизни человека, о личной гигиене и закаливании, об основных положениях тела в пространстве, об олимпийской эмблеме, эмблемах футбольных клубов России.

практические – уметь выполнять строевые движения, комплекс упражнений типа зарядки, гимнастические упражнения: группировка, перекаты, прыгать в длину с места, бросать мяч различными способами.

специальная физическая подготовка – должны освоить удары по мячу  ведущей ногой, удар по мячу головой, ведение мяча носком, средней частью подъёма, остановка мяча подошвой и внутренней стороной.

            Исходя из этих задач, учителем физической культуры проводилась работа в соответствии с календарно-тематическим планированием  на первый год обучения, которое включает разделы в соответствии с программой : основы знаний по ФК и спорту, охрана труда и ТБ, общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка и технико-тактическая подготовка.

            По итогам четвертей дети первого класса сдавали контрольные и тестовые упражнения для мониторинга освоения ЗУН. По результатам выполнения тестов можно говорить об успешности усвоения программы на первый год обучения. Необходимо отметить, что в течение года у детей в результатах наблюдались небольшие изменения, как худшую так и в лучшую стороны. Например, когда по программе изучалась гимнастика с элементами акробатики, то тест на гибкость детьми сдавался лучше всего, т.к. гимнастика предполагает развитие гибкости. Так же получалось и с другими упражнениями.

            Результаты контрольных и тестовых упражнений переводились  в баллы. На протяжении всего года, в целом по классу,  наблюдался прирост в количестве набираемых баллов, следовательно, улучшалась степень освоения упражнений детьми. Таким образом, поставленные задачи в начале года были достигнуты путём реализации программы интегративного курса по физическому воспитанию в начальной школе на основе футбола, по результатам мониторинга на конец года все учащиеся справились с поставленными задачами.    (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

 ДИАГРАММА 1, 2,3:

 

Исходя из диаграммы 1,2  «Количество набранных баллов» можно сделать следующие выводы:

1.       В первой четверти были показаны средние результаты 3 учащимися – 42%, 2 учащимися выше среднего – 28%, 2 ниже среднего – 28%. Низкие результаты показал Торгашин Егор – мальчик который сам по себе физически слабо развит, также не посещавший детский сад. Ему не удаются силовые и координационные упражнения (упражнения с мячом), а лучше всего относительно у него получаются беговые упражнения. Второй Корсаков Александр – мальчик обладающий лишним весом для своих лет, что соответственно влияет на неудовлетворительное выполнение им силовых и беговых упражнений. Относительно хорошо получаются упражнения с мячом. Выше среднего результаты показали Савченко Ваня и Кузнецов Ваня. Мальчики у которых неплохо получаются упражнения с мячом, упражнения на координацию и силовые упражнения. Средние результаты показали Агарышев Миша, Голобоков Алексей и Данкан Александр.

2.       Во второй четверти наблюдался небольшой спад в результатах у 3 учащихся, 2 показали аналогичные результаты по сравнению с первой четвертью. В большей степени это связано с тем, что по программе изучалась гимнастика с элементами акробатики, следовательно, меньше времени отводилось на технико-тактическую подготовку (упражнения с мячом). Двое учащихся показали прирост в результатах Торгашин Егор и Агарышев Миша.

3.       В третьей четверти все учащиеся 100% показали рост в результатах. Это напрямую связано с тем, что вместо лыжной подготовки (она не проводится из-за отсутствия лыжной базы) проводились уроки направленные на развитие технико – тактической подготовки и координации учащихся. Самые высокие результаты были показаны Савченко Иваном и Кузнецовым Иваном. Торгашин Егор показал результат в 2 раза выше, чем в первой четверти. Остальные учащиеся набрали баллов выше среднего.

4.       В четвёртой четверти у 4 - 57% учащихся наблюдался небольшой спад в результатах, у 2 – 28% рост, у 1 – 14% повтор результата 3 четверти. Падение результатов связаны с тем, что упражнения сдавались в конце учебного года, и в большей степени у детей не получались беговые и силовые упражнения, из – за накопленной усталости. Но данные результаты превосходят результаты показанные в первой четверти (Диаграмма 2), следовательно,  поставленные задачи в начале года были достигнуты путём реализации программы интегративного курса по физическому воспитанию в начальной школе на основе футбола. Работу учителя физической культуры можно считать удовлетворительной. (Диаграмма 3)

Диаграмма 1.

Выводы:
1. Экспериментальная работа ведется по плану, намеченному на 2012-13 учебный год;

2. Педагог –экспериментатор работает в соответствии с  программой представленной для реализации. 

3. В ходе ЭР ведется мониторинг, позволяющий отслеживать результативность поставленных задач.

4. Все педагоги экспериментальной группы  принимают активное участие в выполнении  экспериментальной  работы;
3. Информация об экспериментальной работе отражается на школьном сайте, доводится до родителей первоклассников, обсуждается на Научном Совете школы.

III. Проблемы, трудности выявленные в ходе реализации плана эксперимента за отчетный период, меры предпринимаемые для снижения рисков при реализации программы эксперимента.

  1. Требуется постоянное сопровождение эксперимента специалистами Центра психологической диагностики и консультирования.
  2. Требуется постоянный мониторинг физического состояния участников эксперимента специалистами (медработниками).
  3. Необходим дополнительный инвентарь  и оборудование:

-спортивная форма двух цветов (манишки)  8 штук -;

- уменьшенные и облегченные мячи (футбольный мяч №4) – 10 шт;

- ворота для  мини-футбола  (1 пара);

- конусы разметочные -10 шт.