ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА САЙТ МБОУ СОШ № 22 ИМ. С.Н. ПАЛЬЧУКА!

ПОЗДРАВЛЯЕМ ВСЕХ: ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ, УЧИТЕЛЕЙ С НОВЫМ 2019-2020 УЧЕБНЫМ ГОДОМ! ЖЕЛАЕМ ВСЕМ ТЕРПЕНИЯ, УСПЕХОВ, ЗДОРОВЬЯ! ЖЕЛАЕМ УДАЧИ И НОВЫХ ОТКРЫТИЙ!

1 СЕНТЯБРЯ 2019г. МЫ ВСТРЕТИЛИ НАШИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ!

Начинается прием документов для зачисления в 1-ый класс в 2020 году для лиц,закрепленных за школой и проживающих на территории поселка Этыркэн не позднее 1 февраля 2020 года. Часы приема документов: по будням с 14.00 до 16.00 ч.

2020 год - 75 Лет Победе в Великой Отечественной войне!!!

Проект "История нашей школы"

  Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22 сельского поселения «Поселок Этыркэн» муниципального Верхнебуреинского района Хабаровского края

 

Конкурс исследовательских работ учащихся «Возвращенные имена».

 Проект «История нашей школы»

 

Руководитель проекта:

 

 заместитель директора МКОУ СОШ № 22

авторы проекта:

учащиеся 10 класса 

 

ПРОЕКТ «История нашей школы»

Авторы проекта

 

СОДЕРЖАНИЕ:

  I.  Введение ……………………………………………………1-4 стр.      

 II.  О нашем поселке и истории его строительства………….....5 стр.

III. Из истории строительства школы………………………….. .6 стр.

IV. Воспоминания первого директора …………………………...7 стр.

 V. Из воспоминаний   учителей…………………………….......8-9стр.

VI. Воспоминания  директора «История моей семьи тесно связана с историей страны…»            …………………………………... 12стр.

VII. Заключение                   ………………………………………14 стр.

VIII.Приложение к проекту.

IX. Презентация «Творческая деятельность в нашей школе».

Цель

Изучение истории школы через исследовательскую деятельность внутри своего поселка.

Задачи

1. Изучить историю создания школы.

2. Записать воспоминания учителей, директоров,  выпускников о школе.

3. Создать презентацию "Наша школа".

Аннотация

История школы и история нашего поселка  тесно связаны.

Описание проекта

Данный проект предназначен для ознакомления на уроках окружающего мира, истории, краеведения, литературного чтения. Данную тему можно затронуть в 1-4 классах, на классных часах  и занятиях факультативов по краеведению в 5-11 классах, разместить на школьных стендах для общего ознакомления.  В проекте учащиеся 10 класса будут работать индивидуально и группами с разными источниками информации. В ходе работы, участники проектной группы  знакомятся с историей своей школы, своей семьи, своего поселка. Итоги исследований представляются в форме презентаций, различных типов публикаций, фотографий, рисунков, которые впоследствии объединяются в один проект и сопровождающую его презентацию.

Предметные области

История, краеведение, география, литература.

Учебная тема проекта

История школы в воспоминаниях  ее выпускников и учителей.

Триада вопросов:

Основополагающий вопрос

Какая она наша школа от рождения до сегодняшнего дня?

Проблемные вопросы

Какова история нашей школы?

Какие традиции были в нашей школе № 22 на разных этапах её развития?

Какова судьба учителей  работавших в школе с начала её основания?

Учебные вопросы

Почему наша  школа имеет № 22, всегда ли этот номер был у школы ?

Как выглядела школа первоначально?

Что знают родители о строительстве моей школы?

Что запомнилось  учителям из истории школы?

Какие традиции были у школы?

Кто был первым директором школы?

Сроки реализации проекта

Сентябрь 2012г. - ноябрь 2012 г.

Условия регистрации участников проекта

На сайте школы:school22-eterken.narod.ru

План проведения проекта

Подготовительный этап до 1 октября 2012 года

1. Дать информацию на сайте школы.

2. Провести опрос.

3. Обсуждение результатов опроса.

4. Стартовая презентация участников  проекта.

Реализация проекта 1   сентября  2012 года – 5 ноября  2012 года

1. Формирование группы и её руководителя.

2. Знакомство с историей школы на уроках и внеурочное время.

3. Исследования по вопросу связи с историей школы.

4. Запись воспоминаний учителей.

5 Встреча с первым директором школы.


Представление результатов проекта до 5 ноября 2012 года

1. Презентация о моей школе.

2. Фотографии о школе, учителях,  учениках школы.

3. Оформление стенда « История нашей  школы»

4. Создание буклета « Наша школа»

5. Представление информации по результатам работы в форме проекта.

Формы оценивания проекта

Таблица результатов проекта

Подведение итогов

Март  2013 года- защита на научно- практической конференции и школьном конкурсе «Ломоносовские чтения».

Ресурсы

Печатные ресурсы;

Статья в школьную газету « Переменка»;

Приказы по школе;

Летопись школы;

Презентации учителей и учеников школы, связанные с историей школы.

Семейные фотоальбомы и архивы;

Рефераты учеников школы, связанные тематикой с данным проектом;

Интервью - воспоминания  взятые участниками проектной группы  у очевидцев событий.

«История нашей школы»

     В качестве школьного проекта мы выбрали исследовательскую работу по теме «История моей школы».

На следующий год нашей школе исполняется 30 лет,  в связи с этим мы провели социологический опрос среди учащихся нашей школы по вопросу «Что ты знаешь об истории своей школы?» и оказалось, что ответить на этот вопрос смогли только 15 % опрошенных.   Для каждого из нас школа является не только источником знаний, но и частью жизни в период становления личности. Образование всегда являлось неотъемлемой частью культуры любого села. А школа во все времена была и остаётся колыбелью детства. Поэтому нам очень захотелось узнать историю возникновения школы в родном поселке и донести её до всех. Тем более, что рядом с нами живут и трудятся учителя, биография которых начиналась вместе с рождением школы. Наша исследовательская деятельность рассчитана на 2012-2013 учебный год. За истекший период, мы смогли записать воспоминания учителей, встретились с первым директором, первостроителями школы, выпускниками, взяли интервью у действующего директора школы. Нашли архивные документы по открытию школы в поселке. Всю работу по созданию проекта распределили между собой:

Агарышева  Надежда, работала по сбору материала о первостроителях и истории возникновения нашего поселка;

Ганбаров Сеймур  беседовал с учителями, взял интервью - воспоминания у Торгашиной Марии Николаевны;

Голобокову  Максиму было поручено взять интервью у Бобовской Анны Вениаминовны;

Бардычевский Александр  оформил материал по итогам проведенной встречи с Доровским Александром Афанасьевичем; 

Гнездюкова Светлана Ивановна организовала встречи с первым директором самой первой школы нашего поселка и ныне действующим,  а также, осуществляла  контроль  за ходом процесса  работы группы.

Собранные материалы мы сдавали  Светлане Ивановне, которая является  нашим руководителем проекта. Вели поиск архивных документов,  обрабатывали информацию всей проектной группой. Первый этап работы завершен и вот что у нас получилось.

 

      Этыркэн,  поселок, железнодорожная станция БАМа. Расстояние до Чегдомына 197 км. Численность постоянного населения, по данным всероссийской переписи населения 2010 года 666 человек. Окружён со всех сторон лесами, марью, болотами.  

Недаром названо оно Этыркэн, что в переводе с эвенкийского, означает «старик».  Название своё посёлок берёт от трёх слов:

Этыркэн- старый дед или дедушка;

Этыркен – с эвенского обозначает «гнилое болото» (гиблое место);

Этыркан – обозначает три реки или рыбное место (посёлок окружён тремя реками – Туюн, Эльгакан, Эльга).

 Природа нашего края сурова, но очень красива, вокруг поселка замечательные места! Недаром, многие жители, приехав строить БАМ, так и остались здесь. «От этой красоты уехать, убежать невозможно! Если сердцем принял этот край, то с ним будешь навсегда!», так говорят местные жители – «старожилы». Мы тоже здесь выросли, каждый уголок окрестностей нам родной. Вот она, величавая природа наших мест: горные реки, красивые ели, растет кедровый стланик, много лиственниц, берез, замечательные ягодные места. (Приложение 1)

     Поселок наш сейчас небольшой, а было время, когда в нем насчитывалось до 2000 человек. Из воспоминаний старожилов: « 2  октября  1981года  высадился  первый  десант  первостроителей  из  Куйбышевской  области. В  его  состав  входили и  те  люди,  которые  остались  проживать  в  посёлке,  по сей  день,  это  такие  как:  Беник  В.Ю  и Беник Л.А,  Рыбачок П.А, Захарченко П.И, Смирнов В.Г,  Бабичев В.Г.  Первостроители  так же  как  и военные  железнодорожники  жили  во  времянках, бараках  но,  несмотря  на  тяжёлые  условия  и  суровый  климат   они  разрабатывали  марь, для   дальнейшей  постройки  временного  посёлка, а  далее  и  постоянного  с  многоквартирными  дамами, школами, детсадами и  др.   К  1982-83 годам  были  построены  общежития, семейным  стали  выдавать  комнаты.  Так же сдали  деревянную школу  восьмилетку директором,  которой был  Доровский А.А, начали  приезжать  и учителя это:  Вдовиченко С.В, Ходак Н.И,  Торгашина М.Н, открылся  детский садик  «Солнышко»,  ФАП  заведующей  была  Миллер М.К, строительство  росло,  открывались  магазины, овощехранилище».

     Было много детей, поэтому и встал вопрос об их обучении. Первоначально построили  восьмилетнюю школу № 1 в 1983 году. Оказалось, это было деревянное, одноэтажное здание с большими окнами и классами. Для детей создавались все условия: большая просторная столовая, где питались не только ученики, но и воспитанники детского сада, т.к. детский сад, к нашему удивлению, тоже находился в здании школы. Но особенно, дети гордились большим и светлым спортзалом. А так как в поселке не построили ещё клуб, именно в спортзале школы проходили все мероприятия и праздники, которые организовывали работники клуба. Был оборудован отдельный корпус для трудов (мастерские). В этом корпусе занимались мальчики и девочки. В мастерских было все самое необходимое для занятий: столярные и слесарные станки, швейные машины, стиральные машины и т.д. Первым директором, самой первой, деревянной школы был Доровский Александр Афанасьевич, по образованию учитель истории. В 1983 году он был направлен в Этыркэнскую восьмилетнюю школу директором. Вот как он об этом вспоминает: «Времена были непростые. Когда я приехал в поселок, школу только собирались открывать. В ней было только оборудование, преподавательского состава не было, и я набирал первых учителей: Цзынь Валентин Иванович – физик, по национальности китаец; его жена Татьяна – русовед, Огнева Татьяна Ивановна – пионервожатая, Великанова Валентина Ивановна – химик, Вдовиченко Светлана Васильевна – учитель начальных классов, Ходак Нина Ивановна – математик и другие. Было трудно, но, в то же время, очень интересно и весело. Приезжали известные артисты: ведь БАМ гремел на всю страну. И детей в поселке было много, к примеру, в первом классе обучалось около 30 детей».

     А вот как вспоминает первые годы работы в школе Торгашина Мария Николаевна, учитель русского языка и литературы  продолжающая работать в нашей школе  и по настоящее время: « В 1987 году, в конце декабря, я приехала в Этыркэн. Зачем? Повлекла, наверное, романтика великой стройки… Поселок тогда еще строился, было всего 7 двухэтажных домов, да коттеджи . Школа тоже строилась. Но был большой временный поселок для строителей СМУ КБС, в котором функционировали временный детский сад и школа. И я пришла туда проситься на работу. Мне предложили место завуча на полставки, т.к. школа была восьмилетней. Было страшно, опыта никакого… Но не боги горшки обжигают: научилась и получилось. (Приложение 2)

 Проработала полгода. А в 1988 году, 1 сентября, открылась новая школа, в которой работаю, по сей день. На торжественной линейке, посвященной открытию школы строители СМУ «КуйбышевБАМстрой» вручили символический ключ первому директору новой школы № 40 Марченко Владимиру Ивановичу и, на каждом празднике « Последнего звонка» этот ключ торжественно передавался будущим выпускникам. Так родилась традиция. В школе было более 200 учеников. Оборудована школа была очень хорошо: в каждом кабинете телевизор, проектор. Проигрыватель, фонотека, наглядные пособия. Работала радиосвязь, имелась ученическая радиостудия. Была уютная учительская (сейчас там кабинет английского языка), с мягкой мебелью, телевизором, холодильником, чайным столиком. Работала селекторная связь. Коллектив был очень молодой. Средний возраст -29 лет. Из опытных педагогов работала только учитель математики Ходак Нина Ивановна, которая, как и я, пришла из старой школы.(Приложение 3)

Работали с молодым задором, бывало из школы уходили уже по темноте. Умели,  и отдыхать: устраивали капустники, отмечали все праздничные даты, дни рождения. В общем, жизнь кипела…».(Приложение 4)

     Напоминанием о тех событиях считаем найденный нами документ Управления Байкало-Амурской железной дороги, отдела учебных заведений «Приказ № 157 от 30 августа 1988 года, ст. Тында «Об открытии общеобразовательной школы на 417 учащихся ст. Этыркэн Хабаровского края с 15 августа 1988 года и присвоении школе порядкового номера 40». Анализ данного документа позволил ответить на многие наши вопросы, а именно:

1.     Когда было пущено в эксплуатацию новое здание школы? (1 сентября 1988 года).

2.     Кто был первым директором новой школы, открытой в 1988 году?

( Марченко Владимир Иванович).

3.     Откуда появился номер сорок у школы? (присвоен отделом учебных заведений Управления Байкало-Амурской железной дороги).

(Приложение 5).

         Новую трехэтажную, панельную школу, с большим спортзалом, со светлыми классами, с  двухэтажным пристроенным корпусом для младших школьников построили в 1988 году. В школе расположились: светлая уютная столовая, актовый зал, мастерские для проведения занятий, гардеробная, лаборатории, большая библиотека.( Приложение 6)

   С годами директора школы сменяли друг друга. На этом посту стояли:

Марченко Владимир Иванович(1988-1990гг), Елисеев Станислав Николаевич (1990-1993гг), Данилова Нина Александровна (1993-2003гг), Голобоков Михаил Гаврилович(1.09.2003 и по настоящее время).

  Школа работала, выпускала детей.

Об этом свидетельствуют найденные нами документы:

1.     Лицензия № 704 от 17 июля 1996 года, разрешающая осуществление образовательной деятельности по реализации базового среднего (полного) общего образования средней общеобразовательной школе № 40.

2.     Справка № 202 от 28 июля 1996 года Управления Байкало – Амурской железной дороги о передаче здания школы  учреждению на правах оперативного управления.

3.     Свидетельство Комитета по управлению имуществом Хабаровского края от 16декабря 1999 года « О внесении в реестр Федерального имущества».

4.      Заключение государственной противопожарной службы от 21.марта 2001 года « О соблюдении на объекте требований пожарной безопасности».

5.     Благодарственное письмо учащимся школы № 40 от администрации СМУ « КБС» от 01.09.1990 года за помощь по благоустройству территории поселка.

6.     Почетная грамота от 11 классу за лучшую газету в неделе математики .

7.     Почетная грамота от года 11 классу за лучшее высказывание  в неделе математики .

( Приложение 7)

Из воспоминаний Бобовской Анны Вениаминовны: « В Этыркэн я приехала с мужем и двумя детьми 24 января 1988 года, проработав в Казахстане 10 лет в школе п. Актау Карагандинской области. Мест,  в школе не было, устроилась в детский садик воспитателем, позже исполняла обязанности заведующей. 28 января 1989 года  перевелась в школу, меня приняли на освободившееся место учителя географии, дали часы математики в 8 классе и группу продленного дня. Директором был Марченко В.И. Учеников, было много. С 1 сентября мне дали классное руководство в 5 классе состоящим из 25 человек, а в 1996 году они стали выпускниками и моим первым выпуском. Старшей вожатой в школе работала Чапайкина Татьяна Геннадьевна (ныне заведующая Домом Культуры в п.Чегдомын). Много интересных дел и мероприятий было проведено,  и дети участвовали во всем с удовольствием. По тем временам были традиционны игра «Зарница» и пионерские сборы. Было здорово, но и сейчас у нас много интересного».(Приложение 8)

  Руководителем школы на сегодняшний день является Голобоков Михаил Гаврилович.(Приложение 9)

Михаил Гаврилович  заражает коллектив учителей и учащихся новыми идеями.

  Несмотря на малочисленность классов, наша  школа сегодня живет интересной жизнью. Наши ребята участвуют в различных  мероприятиях как интеллектуального, так и спортивного направления. (Приложение10 + презентация)

Самая обыкновенная спортивная площадка помогает нам тренироваться и  показывать высокие результаты в соревнованиях, быть здоровыми. Под руководством  Кахаровой Н.М. работает туристический кружок, который мы с удовольствием посещаем.

Для всех ребят школы действуют детские коллективы:

1.     Танцевальная студия «Вдохновение», руководитель Алексеева Вера Васильевна;

2.     Изостудия «Жемчужинка», руководитель Светлана Ивановна Гнездюкова;

3.     Музыкальная студия « До-ми-соль-ка», руководитель Метелев Владимир Николаевич;

4.     Кукольный театр «Теремок», под руководством Ларисы Александровны Козловой;

5.     Библиотечный кружок «Знайка», ведет его Агарышева Оксана Мстиславовна;

6.     Экологический кружок «Юный эколог», руководитель Пуртова Людмила Гавриловна;

7.     Исследовательские кружки:

 «Алгоритм»,  руководитель Бобовская Анна Вениаминовна;

 «Поиск», руководитель Панова Лидия Сергеевна.

8.      Спортивные секции по волейболу, мини-футболу ведут Лавский Сергей Александрович и  Маркина Ольга Анатольевна.

 

     Директор школы Голобоков Михаил Гаврилович вместе со своей женой, учителем начальных классов Голобоковой Ириной Николаевной работают в школе уже давно. Его судьба тесно переплетается с историей школы. Вот как об этом он рассказывает: « Нас в семье было четверо детей. Отец с матерью  работали в колхозе, трудно им было нас ставить на ноги. Я начал работать с 9 лет. Выполнял всю работу в колхозе,  где можно было привлекать детей. В детстве был командиром октябрятской звездочки, командиром класса. В армии – комсоргом комсомольской группы. После службы в армии работал вторым секретарем РК ВЛКСМ,  работал директором школы, завучем в забайкальских школах. Моя семья тесно связана с педагогической деятельностью: старшая сестра Наталья Гавриловна,  работает учителем начальных классов до сих пор в селе Верхние - Куларки, Людмила Гавриловна – в нашей школе трудится, я и брат имеем педагогическое образование, а младший Николай Гаврилович ещё и медицинское. (Приложение 11)     

Я с женой приехал в Этыркэн в 1992 году. Директором был Елисеев Станислав Николаевич, а завуч Елисеева Роза Александровна. Работал учителем трудового обучения и физкультуры. Четыре раза я избирался депутатом местного совета. В 2003 году меня перевели на должность директора школы, вот с тех пор я и работаю на этом посту. В те времена школа была оснащена по первому классу. Было в ней все необходимое для  обучения детей: прекрасный лингафонный кабинет был размещен в «пристрое». В нем было 20 магнитофонов с наушниками, 20 пультов, 5 киноустановок «Украина», 2 киноустановки «Радуга», фильмотека на 200  обучающих фильмов, телевизоры и проигрыватели стояли в каждом кабинете. В подвале школы находилось централизованное бомбоубежище на 500 человек оснащенное всем необходимым.  Так же был оборудован стрелковый тир, кабинет НВП, большая лыжная база. В связи с перестроечными временами и передачей здания школы из одного ведомства другому приходили различные приказы на основании которых   многое уничтожалось. С тех пор изменилось многое, но школа такая же красивая , дети сегодняшние совсем другие – добрее, воспитаннее. Учительский коллектив работоспособный. Есть молодые, есть,  стажисты у которых есть чему поучиться. В основном состав среднего возраста. Коллектив работает , добивается хороших результатов по многим показателям».( Приложение 12)

     В разное время воспитанием и обучением детей поселка Этыркэн занимались учителя. Которые начали свою работу с основания этой школы и до сих пор продолжают свой нелегкий труд, труд учителя:

Торгашина Мария Николаевна – учитель русского языка и литературы;

Бобовская Анна Вениаминовна – учитель математики;

Голобокова Ольга Григорьевна – учитель начальных классов.

Зюзина Ольга Владимировна – учитель начальных классов;

Много лет отдано родной школе такими учителями как Голобоков Михаил Гаврилович – директор школы;

Голобокова Ирина Николаевна – учитель начальных классов;

Голобокова Оксана Николаевна- учитель начальных классов;

Горбаченко Елена Сидоровна – учитель английского языка;

Пуртова Людмила Гавриловна – учитель технологии;

Маркина Ольга Анатольевна – вожатая.

Свою исследовательскую работу мы будем продолжать. Очень интересен, на наш взгляд, взгляд бывших выпускников школы на развитие образования в поселке с 1983 по 2013  годы. Пока мы не нашли достаточного материала об этом времени. Хотелось бы найти достоверные сведения в районном архиве, списаться с выпускниками школы, а также, по возможности, найти учеников и учителей  первых лет работы школы, узнать их дальнейшую судьбу.